пятница, 9 декабря 2016 г.

Кризис (Crisis)





Ссылка на Tesera: http://tesera.ru/game/800051/

Немного пространной информации

Первое, что стоит отметить - это был самый быстрый кикстартер из тех, в которых я участвовал. 31 августа закончилась кампания по сбору средств, и уже в начале ноября я получил коробку на руки на почте. Это при том, что она шла ко мне около трех недель из Германии. И все это с учетом того, что на момент окончания кампании игра еще не была напечатана, хотя включает в себя довольно много разнообразных компонентов.
На фоне не маленькой Queen Games, которые умудрились просрочить срок отправки своих игр почти на год, хотя это и вылилось в итоге определенный профит для меня, эти ребята отлично сработали. 

Из минусов - ее было напечатано 2100 штук, и большая часть из них ушла на саму кампанию и выставки, а в ближайшее время они не планируют допечатывать еще тираж.  Если вам интересно почему, то они весьма подробно отписали об этом у себя в блоге

Помимо этого я заинтересовался еще одной их игрой, Long Live the Queen. Судя по отзывам, это должен быть неплохой филер на 15 минут.

О чем игра





Если оценивать игру глобально, то мы видим довольно стандартное евро с мипл плейсингом и ресурс и кризис менеджментом. Т.е. у нам нужно каждый ход распределить своих менеджеров по лимитированным ячейкам с различными действиями, а затем грамотно распорядиться полученными ресурсами. Вы скажете, что таких игр вагон и маленькая тележка, но во-первых игра, на мой скромный взгляд, отличилась неплохим внутренним балансом, а во-вторых имеет свой козырь - кооперативный режим.  


Причем кооперативный режим - это не отдельный вариант игры, он грамотно и очень интересно интегрирован в саму игру и вносит довольно много пикантности в базовую евро механику игры. В чем его суть: по истории игры, мы - предприниматели в стране, вступающей в кризис. Cтрана пытается решить свои проблемы стандартным путем - приватизировать госкомпании и привлечь новых инвесторов, да и сам рынок пополнился множеством разорившихся предприятий. Именно тут и вступают игроки, которые скупают заводы, пытаются восстановить производство и всячески поднять экономику со дна и стать богатейшим магнатом.
И тут мир игры дает свои поправки. На каждый ход игра устанавливает минимальный порог победных очков, который должен заработать каждый из игроков. Для чего он нужен? В игре есть особый счетчик "здоровья экономики государства", и в конце каждого хода он смело стремиться вниз или вверх в зависимости от успехов игроков. В частности, в конце каждого хода мы смотрим на минимальный лимит очков для этого хода и за каждое недополученное очко у каждого игрока опускаем счетчик вниз. Соответственно, за каждое полученное сверх минимального - тянем его вверх. 


И вот тут игра меняет стандартные реалии евро-игры из серии "Ходи раньше, урывай лучшее". Почему? Дело в том, что, если вы будете слишком активно мешать всем, и счетчик здоровья достигнет нуля, проиграют все. А сама игра дает возможности для угнетаемого игрока сделать шаг в духе "мне нечего терять" и откатиться по полученным очкам, к примеру экспортировав не самый нужный ему товар на все деньги. И надо договариваться, иногда уступать лучшее предложение игроку, который без него отправит экономику в пучины банкротства.
К слову, игра дает три режима сложности, и даже на первом из них мы без помощи самой игры (а она может подкидывать сюрпризы случайными событиями) к третьему ходу из 7 вошли в красную зону. Потом, конечно, стало полегче, но тем не менее. 


Да, игра все равно оставляет опцию стать королем на пепелище, если экономика-таки рухнула. Но если есть игроки, которые смогли достичь или даже обогнать минимальный лимит победных очков для этого хода, то они могут побороться за роль победителя.

Немного о механиках



Мипл Плейсинг: Все абсолютно стандартно для этого жанра и близко, например, к Агриколе. Есть ограниченное количество ячеек, которые вы можете занять своим менеджером и в конце хода выполнить действие, привязанное к этой ячейке. 

Предприятия: Скупая их, вы немного двигаете экономику вверх, а также открываете для себя путь к созданию различных  производственных цепочек, которые принесут вам необходимые ресурсы, деньги или даже победные очки. Помимо этого, приобретя некоторые предприятия, вы можете получить дополнительного менеджера, а это третье действие в ход, что, как и в любом евро, дает вам неплохой прирост в эффективности.

 

Работники: Но получить прибыль с пустого предприятия вы не сможете - вам нужны работники для того, чтобы его просто запустить, и еще парочка, которые помогут вам максимизировать получаемую с них прибыль. Жаль только, что предложение квалифицированной рабочей силы на рынке стало крайне ограниченным, и проблема найма сотрудника, который вам будет полезным сейчас или через пару ходов, поднимается довольно часто.  

Импорт, Экспорт, Черный рынок: Вам не хватает возможностей для запуска столь желанной вами цепочки ресурсов? Вы всегда можете их импортировать, но помимо денег это будет стоить вам и победных очков. Да-да, большой импорт в итоге может легко обрушить всю экономику, отрицательный торговый баланс еще ни одному государству на пользу не пошел. А вот отправляя товары на экспорт, вы получите немного денег и победных очков, слегка стабилизируя экономику.
Ну, и конечно вы всегда можете быть жадиной и продать свои товары на черный рынок. Денег вы получите много, спору нет, но помните - экономике государства легче не станет, и деньги сами по себе победы вам не принесут.

Компоненты


В игре вы найдете довольно большие карточки. Да, с протекторами придется повозиться. Впрочем, тасуются они не столь часто, а качество весьма неплохое. Отличные картонные жетоны, отличные деревянные жетоны. А вот само поле меня немного расстроило - по краям стыков видно отчетливые потертости, какие появляются при не лучшей вырубке и склейке. В целом - не смертельно,

Дизайн весьма сдержанный и минималистичный, от игры ничего не отвлекает. Но местами   не дает погрузиться в игру полностью - например, предприятиям можно было бы придумать уникальные названия, а не стандартный "Завод 1", но я понимаю, чем было это обоснованно. 

Предварительное Мнение

Плюсы

  • Кооперативный элемент
  • Интересная механика запуска предприятий
  • Вариативные уровни сложности

Минусы

  • Игра минимум от трех человек, а лучше полным составом в 5 человек
Не лучшее фото, но будем исправляться


2 комментария:

  1. На счет минимум трех человек минимум - в целом, да, но на хардкорной сложности и, возможно, с парой хоумрулов на двоих стоит дать шанс.

    ОтветитьУдалить